Общая характеристика ЛФК и массаж в атеросклерозе
По месту жительства больные должны быть под наблюдением врача, контролирующего их двигательный режим. Суточный режим движения, помимо Л Г, которую можно проводить во второй половине дня, включается утренняя гигиеническая гимнастика (10-16 минут). Обязательно следует рекомендовать пешеходные прогулки (от 2 - 3 до 4 - 7 километров в день с последующим увеличением нагрузки). Следует акцентировать внимание больных на отсутствии появления усталости, головных болей, головокружений, болей в области сердца и других неприятных ощущений после ходьбы. Следует рекомендовать больным в выходные дни по возможности проводить ха городом. В этих случаях целесообразны занятия Б Т, лыжные прогулки, рыбная ловля необходимо, чтобы двигательная активность сочеталась с занятиями любимым делом во время пассивного отдыха, как такое сочетание является хорошим способом разрядки от эмоционального перенапряжения, являющегося важным звеном в патогенезе атеросклероза.
Методики:
- физические нагрузки дозируются в зависимости от функционального состояния больного. Обычно они вначале соответствуют нагрузке применяемым для больных, отнесенных к 1 функциональному классу. Затем рекомендуется продолжать занятия в группе здоровья. В клубе любителей бега или самостоятельно 3 - 4 раза в неделю по 1 - 2 часа (щадящие тренирующие). Они должны быть постоянными, так как атеросклероз протекает как хроническое заболевание, а физические упражнения предупреждают его дальнейшее развитие.
при выраженном атеросклерозе занятиями лечебной гимнастикой, следует включать упражнения обще - тонизирующие характера, чередуя их с упражнениями для мелких мышечных групп и дыхательными упражнениями (палатный и свободный режим), объем физических нагрузок - средние.
- при недостаточности кровоснабжения головного мозга необходимо ограничивать движения, связанные с резкой переменой положения головы (быстрые наклоны и повороты туловища и головы), физические нагрузки - слабые. [39]
- Основы методики при лечении и реабилитации:
В этих занятиях очень важно строго соблюдать основные дидактические принципы: доступность и индивидуализация. Систематичность и постепенность повышения требований. Необходимо широко пользоваться методическим приемом рассеивания и чередования нагрузок, когда упражнения для одной мышечной группы сменяется упражнением для другой группы, а упражнения с большой мышечной нагрузкой чередуются с упражнениями, требующими незначительных мышечных усилий и дыхательными. Методика занятий физическими упражнениями зависит от заболевания и характера патологических изменений, ими вызванных, стадии заболевания, степени недостаточности кровообращения, состояние венозного кровоснабжения. При тяжелых проявлениях заболеваниях, выраженной недостаточности сердца или венозного кровообращения занятия строятся таким образом, чтобы в первую очередь оказать терапевтическое воздействие: предупредить осложнения за счет улучшения периферического кровообращения и дыхания, способствовать компенсации ослабленной функции сердца благодаря активизации внесердечных факторов кровообращения, улучшить трофические процессы, стимулировав кровоснабжение миокарда. Для этого используется физические упражнения малой интенсивности. В медленном темпе для мелких мышечных групп, дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц. [40]
при улучшении состояния больного физические упражнения используются в комплексе реабилитационных мероприятий, для восстановления работоспособности, хотя физические упражнения продолжают применяться для реализации лечебных задач, основное направление приобретает систематическая тренировка, т.е. в занятиях постепенно увеличивается физическая нагрузка. Вначале за счет большого числа повторений, затем - амплитуды и темпа движений. Включения более трудных физических упражнений и исходных положений. От упражнений малой интенсивности переходят к упражнениям средней и большей интенсивности, а от исходных положений лежа и сидя к исходному положению стоя. В дальнейшем используются динамические, циклические нагрузки: ходьба, работа на велоэргометре, бег.