Методика лечебной физической культуры
Воспаление, воздействуя на организм нейро-гуморальным путём, рассматривается как общее заболевание, отражающееся на состоянии всего организма и, в частности, на течении биохимических процессов. Воспаление вырабатывает в организме условнорефлекторные связи и следовые реакции. Отсюда и лечебная гимнастика должна действовать на организм в целом.
Оживление кровообращения под влиянием физических упражнений способствует рассасыванию патологических процессов, помогает ликвидировать застойные явления в области малого таза. Методика занятий должна учитывать возраст, характер заболевания и функциональные возможности женщины.
При затихании острых явлений назначают энергичное рассасывающее лечение, в комплекс, которого входит и дозированное движение.
Последствиями острого воспалительного процесса могут быть переход заболевания в хроническое состояние, расстройства менструального цикла и даже бесплодие [4].
К занятиям можно приступить в подострой стадии заболевания, при стихании воспалительного процесса и улучшении общего состояния женщины.
По мнению Поштавского А. К. лечебную гимнастику при подострых воспалительных процессах можно использовать при условиях, если температура тела нормальная или субфебрильная; лейкоцитоз не выше 9000; СОЭ не более 25 мм/ч; в очаге воспаления отсутствует повышение температуры; нет пульсации и резкой болезненности в области инфильтрата.
В основе лечебно-профилактического действия гимнастики лежит эффект функциональной физической нагрузки органа и ряда систем организма. Известно, что функциональная нагрузка формирует работающий орган, его морфологические элементы. Без достаточной нагрузки ткани и органы подвергаются атрофии, резко снижаются их адаптационные возможности. Структура и функция органа составляют диалектическое единство. Орган выполняет функцию, а функция, в свою очередь, формирует орган. Ряд органов составляют определённую функциональную систему, и подобная закономерность присуща также половой системе [30].
Гимнастические упражнения, будь то динамические либо статические, в том числе и дыхательные, в первую очередь создают нагрузку для мышечной системы.
Учитывая специфические особенности женского организма, важно выделить принципиальный подход к лечебно-профилактическим гимнастическим упражнениям. Нельзя назначать женщинам интенсивных физических нагрузок, особенно направленных на рост мышечной ткани. Темп упражнений не должен быть слишком высоким, а количество упражнений большим. Значительное место в лечебной гимнастике для женщин должны занять статические и дыхательные упражнения [2].
Во время менструации динамические нагрузки следует уменьшать, а статические упражнения (позы), за некоторым исключением, выполнять не рекомендуется. Хотя есть ряд статических упражнений, способствующих уменьшению чрезмерно обильных менструаций.
Динамические, статические и дыхательные упражнения рекомендуют сочетать друг с другом, выполняя в едином комплексе.
Динамические упражнения:
Для решения задач ЛФК в занятия вводят упражнения, улучшающие кровообращение в тазовой области. Ускорение кровотока приводит к уменьшению застойных явлений в органах малого таза, а это в свою очередь способствует рассасыванию экссудата, эвакуации продуктов распада из очага воспаления. Усиление кровообращения, которое при выполнении физических упражнений параллельно усилению газообмена, способствует улучшению трофических процессов в тканях, что в определённой мере предупреждает озникновение рубцово-спаечных процессов в тазовой брюшине и клетчатке. Это упражнения, развивающие подвижность позвоночника, и упражнения, направленные на укрепление отводящих и приводящих мышц бедра [15].
Упражнения для увеличения подвижности позвоночника следует выполнять с максимальной амплитудой движений из И.п. - стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и на животе. Упражнения для укрепления мышц бедра включают активные движения нижними конечностями в И.п. -лёжа на спине: сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, скользя стопами по плоскости кушетки; отведение и приведение ног; поднимание прямых ног; подтягивание к груди ног, согнутых в коленных и тазобедренных суставах; круговые движения прямыми ногами; имитация езды на велосипеде; разведение ног (как при плавании стилем "брасс"); в И.п. сидя: отведение и приведение ног; сведение и разведение ног с сопротивлением; наклоны туловища к правой и левой стопе; ротационные движения ногами; движения прямыми ногами ("ножницы"). Данные упражнения проводятся активно, с дозированным сопротивлением, отягощением; рекомендованы упражнения у гимнастической стенки [18].