Меры подготовки к возможной пандемии в предпандемический период в Китае и Сингапуре
Как уже было сказано выше, наблюдение за вспышками «птичьего» гриппа предоставили основания ВОЗ для объявления период 2005-2007 гг. предпандемическим (6, 8). В данный момент мы можем проанализировать меры противодействия развитию вирусных пандемий, предпринятые в странах, пострадавших от эпидемии атипичной пневмонии. В Китае с 2003 по 2004 гг. было зарегистрировано 3 вспышки заболевания острым респираторным синдромом (serve acute respiratory syndrome, SARS). Установлено, что первая и вторая вспышки атипичной пневмонии вызывались SARS-ассоциированными коронавирусами. Заражение человека происходило при контакте с дикими животными, используемыми в пищу (пальмовыми куницами и др.). Данную коронавирусную инфекцию и пандемический грипп объединяет четыре главных свойства: 1) животное происхождение; 2) воздушно-капельный путь заражения; 3) возможность распространения от человека к человеку; 4) повышенная патогенность.
Одной из первых мер, предпринятых правительством Китая для сдерживания распространения возбудителя SARS среди людей, была минимизация контакта людей с естественным источником коронавируса. Наложено жесткое административное регулирование на сферу торговли дикими животными. Запрещено выращивание, торговля и забой диких животных, употребляемых в пищу (19). Разработана система идентификации людей, инфицированных SARS. Она учитывала как клинические проявления заболевания (лихорадка, пневмония и т.д.), так и лабораторные методы подтверждения диагноза и выявления бессимптомных форм заболевания (RT-PCR, иммунофенотипирование, анализ сывороток на наличие антител к коронавирусам и вирусам гриппа птиц) (20).
Начиная с 2003 г., власти Китая начали вести работу по совершенствованию законодательства в области надзора и предупреждения распространения инфекционных заболеваний, а также начали подготовку к возможным чрезвычайным ситуациям, связанным с инфекционными заболеваниями. Была создана национальная информационная сеть, покрывающая на 2008 г. 100% экономически развитых провинций на востоке страны, и 75% районных центров на всей территории. Благодаря этой сети стало возможно отслеживать распространение 20 инфекционных заболеваний (включая атипичную пневмонию) по всей стране. Период времени между подтверждением диагноза пациента и доступностью информации о нем в сети составлял около 2 ч. Техника и стратегия наблюдений была выполнена согласно рекомендациям ВОЗ.
Одной из острых проблем атипичной пневмонии является воздушно-капельный путь распространения. Анализ временного и пространственного распространения вспышек атипичной пневмонии показал, что именно способ распространения обусловил их массовость (21). Была показана линейная зависимость между временем, которое проводил пациент дома после проявления первых симптомов заболевания и риском вторичных вспышек заболевания среди контактировавших с ним лиц (22). Особую опасность воздушно-капельные инфекции представляют внутри больниц, т.к. они могут быстро распространяться среди незараженных пациентов и медицинского персонала. Для предотвращения нозокомиальных (внутрибольничных) вспышек были изменены многие требования к условиям содержания больных в медицинских учреждениях. Например, увеличено расстояние между койками, изменены параметры вентиляции помещений и правила поведения медицинского персонала при обнаружении у себя симптомов заболевания (23).
В Китае были введены ежегодные специализированные курсы повышения квалификации для медицинского персонала с акцентом на диагностику и оповещение о случаях инфекционных заболеваний. В дальнейшем данная практика была распространена и на государственных служащих. Были произведены крупные финансовые вложения в совершенствование инфраструктуры системы здравоохранения, контроля и надзора заболеваемости.
В 2003 г. Сингапур сильно пострадал от эпидемии SARS: с марта по май было зарегистрировано 238 подтвержденных случаев атипичной пневмонии, 33 пациента скончались (24). Для уменьшения ущерба возможных новых гриппозных пандемий Министерство здравоохранения Сингапура разработало национальную программу противодействию пандемии вируса гриппа (25). Она включала в себя три основных направления: 1) эффективный надзор за заболеваемостью, 2) смягчение течения пандемии и 3) вакцинация населения. При наступлении пандемии планировалось достигнуть трех результатов: 1) поддержание работоспособности всех необходимых медицинских служб, 2) снижение смертности и заболеваемости с помощью медикаментозного лечения населения и 3) замедление и ограничение распространения волн пандемического гриппа на объекты здравоохранения.