Особенности речевых нарушений у взрослых
Афазией называют состояние, при котором возникает в основном потеря продуктивной речи и/или понимания обращенной речи. Она возникает вследствие приобретенных поражений головного мозга. Чаще возникает менее выраженное расстройство, называемое дисфазией.
Большинство поражений, приводящих к афазии, затрагивает область, окружающую сильвиеву борозду (лобную, височную и теменную) доминантного полушария, т. е. левую сторону у правшей. Локализация поражения может быть установлена с помощью компьютерно-томографического (КТ) или магнитно-резонансного (МРТ) методов исследования [4, C. 119]. Поражения поверхностного серого вещества головного мозга приводят к более значительному неврологическому дефициту, чем поражения белого вещества: опухоли, расположенные преимущественно в белом веществе, обычно достигают значительных размеров, прежде чем возникнут расстройства речи. Инфаркты или травматические повреждения, при которых очаг поражения имеет диаметр 1см и более, приводят к временному неврологическому речевому дефициту, который сглаживается до функционально незначимого состояния в течение нескольких недель или месяцев.
Сочетание расстройств, способности говорить и понимать речь, в меньшей степени связано с поражением определенных образований. По морфологическим признакам расстройства речи можно разделить на две большие группы. Обширные поражения передних отделов, включая большую часть лобной покрышки (ту область, которая располагается под островком) и сам островок, приводят к аграмматизму, характеризующийся сокращением структуры предложения, отсутствием большинства односложных слов и сохранением слов, обеспечивающих преимущественно предикативные, восклицательные и субстантивные функции [4, C. 116]. Больной может произнести лишь "эй", "нет", "хеллоу" или использовать простые существительные, например мяч, верх, ключ. При обширных поражениях образований, лежащих кзади от сильвиевой борозды, возникает почти противоположная симптоматика с путанием простых элементов речи или их заменой, при которой высказанное лишь приблизительно напоминает желаемое (парафазии). Эти ошибки могут заключаться в неправильном произношении (литеральные парафазии) или ошибочном подборе слов (вербальные парафазии). Вербальные парафазии могут проявляться в замене нужного слова сходными звуками или близкими по звучанию словами (формальные вербальные парафазии), например "сток" (stock-ствол) вместо "стоп" (stop), или сходство значения (семантические вербальные парафазии), например "слоу" (slow-медленный) вместо "стоп" (stop-задержка). В обоих случаях происходит нарушение понимания устной и письменной речи.
Поражения, расположенные на значительном расстоянии от сильвиевой борозды, не вызывают подобных расстройств или приводят к вторичным нарушениям речи. Примером последнего может служить поражение передних отделов лобных долей, особенно в средней доле и глазничной части, при котором ухудшаются все виды двигательной активности и часто возникает потеря внимания и восприимчивости (абулия), что напоминает состояние акинетического мутизма. Речь бывает лаконичной, с долгими паузами между высказываниями, отмечается неспособность вести монолог и рассказывать о чем-либо подробно. При обширных очагах в затылочной области нарушается процесс чтения и снижается использование всех зрительных лексических стимулов. При поражении зрительного бугра и глубоких отделов головного мозга меняется уровень настороженности и периодически возникают состояния невнимательности и дезориентации, что приводит к фрагментации слов (неологизмы) и фраз, а также к длительному неконтролируемому разговору (логорея) [5, C. 7]. Мощная стимуляция вызывает мгновенное повышение уровня настороженности и бодрствования, что свидетельствует о сохранности механизмов речи.