Особенности речевых нарушений у взрослых
Заикание - это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [13, C. 193]. Чаще всего заикание возникает в детском возрасте на фоне раннего психического и речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности, неврологических изменений.
При заикании нарушаются дыхание, голос, артикуляция. Кроме того, заикающиеся имеют психологические особенности: страх речи, скованность, фиксированность на своем дефекте, избегание речевого общения и другое.
Поэтому лечение заикания должно проводиться комплексно, с участием психотерапевта, невропатолога, психолога, логопеда. Но решающим является участие самого заикающегося в процессе реабилитации, его настрои на лечение и самостоятельная работа над своей речью.
Логопедическая работа имеет следующие цели:
снятие напряжения с органов артикуляционного аппарата;
отработка правильного речевого дыхания;
тренировка "трудных" звуков: гласных, согласных, "энергетических" звуков - И, Е, Ё, Ю, Я;
выработка четкости произношения;
совершенствование интонационной выразительности речи;
- работа над голосом [12, C. 48].
Заикающемуся необходимо овладеть навыками общего мышечного расслабления. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким, а расслабление длительным.
Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц.
Применение методик аутогенной тренировки также способствует снятию общего и психологического напряжения, усталости, помогает владеть собой, своей речью независимо от эмоционального состояния.
Регулярные спортивные нагрузки (плавание, лыжи, бег, коньки, гимнастика), длительно проводящиеся под контролем тренера, снимают вегетативные расстройства (общую напряженность, возбудимость, истощаемость, склонность к потливости, покраснению, дрожанию) и нормализуют мозговые процессы.
Поскольку у заикающихся органы артикуляционного аппарата находятся в состоянии напряжения, повышенного тонуса, особое значение нужно уделять расслабляющим упражнениям. Расслабление нижней челюсти и языка должно быть доведено до полного автоматизма.
Еще один важный вид работы - упражнения на интонацию.
Отработка различных речевых интонаций производится в определенной последовательности. Сначала необходимо тренировать интонации приказа, требования, призыва. Постепенно можно перейти к интонациям убеждения, приглашения. В конце нужно заниматься интонациями просьбы и приветствия.
Наконец, самым сложным видом речевой работы при заикании является тренировка речи в различных ситуациях. Как правило, существует определенный ряд ситуаций, сложных для заикающихся в речевом и психологическом отношении. Мы предлагаем продумать свое поведение и речь, отрепетировать и разыграть следующие сюжеты:
интервью: ответы на вопросы, которые обычно провоцируют заикание;
телефонный разговор: звонок-осведомление, сообщение, предупреждение, приглашение, угроза и др;
разговоры в магазине, в институте, в кафе, на улице, в транспорте;
ситуации на работе: взять отпуск за свой счет у раздраженного начальника летом; спор с непосвященным человеком, с неспециалистом, который не хочет вас понимать;
заказать билет на самолет, когда билетов нет;
знакомство с девушкой;
переубедить собеседника;
остановить кричащего на вас человека, пользуясь не громкостью и силой голоса, а приобретенными навыками;
объяснить на шумной улице или при плохой телефонной слышимости, как доехать куда-либо [3, C. 98]
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата ("иннервация" - снабжение нервной энергией) [13, C. 84].