Возможности медицинской сестры при решении проблемы «послеоперационная боль»
v 4 чел. (12%) - не проводилось обезболивание,
v 2 пациента (6%) - не ответили на заданный вопрос.
Выбор способа введения обезболивающего препарата зависит от тех же факторов, что и кратность применения, и дозировка лекарственного средства. Среди наших опрошенных пациентов 23 чел. (69%) получали обезболивание в виде внутримышечных инъекций, 14 чел. (42%) - при внутривенных вливаниях. Наименее популярно использование таблетированных препаратов и ректальных суппозиторий. Следует отметить, что среди опрошенных больных 2 чел. (6%) отметили беседу с медсестрой, как помощь при боли.
Медсестра должна помнить о необходимости вступать в диалог с пациентом, вести поддерживающие, информирующие и инструктирующие беседы, отвечать на трудные вопросы. Своими действиями она может влиять на болевой порог, нивелируя факторы, понижающие его (неудобства, бессонница, усталость, беспокойство, страх и др.).
Пациенты намного легче перенесут боль, если им будет оказана грамотная психологическая помощь. Начинается сестринская психологическая помощь с создания благоприятной психологической среды- это значит, что в общении с пациентом медсестра должна быть терпеливой и небрезгливой, тактичной и доброжелательной, но в то же время требовательной, принципиальной и твердой. Кроме того, она может обучить больного специальным дыхательным упражнениям, особым приёмам нервно-мышечной релаксации, элементам аутогенной тренировки - для повышения порога болевой чувствительности и облегчения переносимости боли [13].Медицинская сестра может посоветовать пациенту следующие психологические приемы, которые позволят отвлечься от ощущения боли и, соответственно, легче её перенести:
· расскажите близкому человеку про свою боль, постарайтесь сделать это с юмором;
· послушайте любимую музыку;
· чаще глубоко вдыхайте свежий воздух из окна или во время прогулки;
· понаблюдайте за аквариумными рыбками;
· похвалите значимого для Вас человека;
· сделайте заслуженный комплимент в чей-то адрес;
· не жалейте о том, что вы заболели, а думайте о том, что обязательно скоро выздоровеете![1].
Из 33 опрошенных пациентов у 6 чел. (18%) возобновлялись, возникали боли при нарушении режима, а у 12 больных (36%) - при нарушении диеты. Средний медперсонал должен информировать больного о необходимости соблюдения режима и диеты, а также требовать их выполнения. На нашем отделении пациентам выдаются памятки по диетпитанию и физической активности после оперативных вмешательств (см. приложение 4).
Нами было проведено исследование проблем, с которыми сталкиваются хирургические медсестры при оказании помощи пациентам с болевым синдромом. Сбор информации проводился путем анонимного анкетирования среднего медперсонала хирургических отделений стационара в количестве 27 человек. Среди респондентов 70% составляли женщины, а 30% - мужчины. В возрастной группе моложе 20 лет - 4%; от 20 до 30 лет - 37%; от 31 до 40 лет - 22%; от 41 до 50 лет - 33%; старше 50 лет - 4%.
По уровню образования: со средним специальным образованием - 85% респондентов, в т.ч. 7% медсестер с повышенным уровнем образования, и 15% - студенты ВУЗ.
Стаж работы по специальности «Сестринское дело» менее года имели 7% респондентов, от 1 до 5 лет - 26%; от 5 до 10 лет - 22%; от 10 до 15 лет - 7%; более 20 лет - 37%.
Не имели квалификационной категории 30% респондентов; имели вторую - 11%; первую - 15%; высшую - 44% медицинских сестер.
На вопрос «Ваше отношение к пациенту, предъявляющему жалобы на боль» 33% респондентов ответили, что им его жалко, и стараются облегчить его страдания; 63% ответили, что делают всё возможное, т.к. на месте пациента могут оказаться сами или их близкий; 4% ответили, что такой пациент их раздражает, и они стараются быстрее оказать ему помощь.