Клинико-педагогическая характеристика детей при олигофрении
Олигофрения - группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Наиболее распространенной в отечественной психиатрии является классификация олигофрений, предложенная Г.Е. Сухаревой. Все клинические формы олигофрении Г.Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей): а) болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения) Эмбрио - и фетопатии: а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; Д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.
Все этиологические факторы олигофрений принято подразделять на эндогенно-наследственные и обусловленные экзогенными (органическими и социально-средовыми) воздействиями. В клинической практике часто наблюдаются случаи, в которых роль наследственных и экзогенных факторов выступает в сложном взаимодействии.
Установлена определенная закономерность, заключающаяся в том, что глубокие степени умственной отсталости чаще отмечаются при рецессивном типе наследования, в то время как при олигофрении с неглубоким дефектом решающую роль играют доминантные и полигенные наследственные факторы.
Таким образом, этиология олигофрений чрезвычайно разнообразна. В одних случаях заболевание возникает в результате влияния одного из этих факторов, в других - в результате сложного взаимодействия многих патогенных вредностей. Установление основного этиологического фактора в каждом конкретном случае имеет важное значение для правильной терапии и профилактики различных форм умственной отсталости.
Общее в клинической картине различных форм олигофрении проявляется в качественной характеристике олигофренического слабоумия, где имеется диффузное «тотальное» недоразвитие всей познавательной деятельности.
Какими бы приемами ни исследовались дети-олигофрены (клиническое наблюдение, экспериментально-психологическое исследование, исследование ВНД) отчетливо выступает ведущий симптом - недоразвитие способности к отвлечению и обобщению (М. С. Певзнер).
Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении определяет три основные группы: дебильность, имбецильность, идиотия.
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют 4 степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая (классификация, принятая ВОЗ в 1994г.).
При легкой степени расстройства (дебильность) (F70), диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-60 баллов, психическое развитие ребенка (9-12 лет), (МКБ-10). Дети, как правило, начинают позже ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте преобладают бесцельные действия с игрушками, предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра (многократное повторение одних и тех же действий) появляются к старшему дошкольному возрасту. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью, сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется. Испытывают стойкие затруднения в усвоении математических представлений, развитию речи. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, эти дети все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую службу, наследовать имущество и т.д.