Этиология и патогенез речевых нарушений
Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы - органические и функциональные.
К органическим относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. В частности, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга может приводить нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода, некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Аномалии в строении периферического отдела речевого аппарата могут быть обусловлены наследственно или явиться результатом неблагоприятного протекания беременности (лицевой скелет закладывается на втором- третьем ее месяце), а также могут быть приобретены уже после рождения ребенка.
К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию). В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом, неправильные приемы перевоспитания левшей (сама целесообразность такого перевоспитания теперь большинством специалистов отрицается), неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение и т. п [3, C.288]
Однако разграничение причин речевой патологии на органические и функциональные носит чисто условный характер и наиболее применимо лишь в отношении случаев грубых органических повреждений речевых органов.
Особенно затруднено такое разграничение тогда, когда речь идет о центральном отделе речевого аппарата: трудно представить себе чисто функциональные изменения при полностью нормальной структуре головного мозга. По-видимому, во многих случаях органические изменения в нем могут быть настолько незначительными, что их просто не удается обнаружить современными методами исследования. Поэтому неслучайно в последние десятилетия так много говорится о минимальной мозговой дисфункции с характерными для нее микроорганическими поражениями мозгового вещества.
По И.П. Павлову, о функциональных нарушениях мозговой клетки речь может идти лишь тогда, когда она повреждена неглубоко и еще способна выйти из тормозного состояния, то есть когда ее изменение носит обратимый характер. В случае обеспечения благоприятных условий эта клетка еще может вернуться к нормальному функционированию [15, C.4]. При органических же поражениях повреждение клетки является необратимым.
Особенно важно учитывать следующее: длительно существующие функциональные нарушения могут принимать необратимый характер и тем самым как бы переходить в органические.
Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии, что необходимо принимать во внимание логопедам.
Дефектами речи у нас отмечено 60% взрослого населения[14, C.18]. К речи вообще стали относиться легкомысленно. Вслушайтесь, как чудовищно говорят даже на радио, телевидении. Речь - сложнейший механизм, в котором задействовано четыре жизненно важных элемента: интеллект, эмоции, интуиция, энергетика. И если речь нарушена, это свидетельствует о том, что во внутреннем царстве человека непорядок, вместо гармонии - дисгармония.
Нарушение звукопроизношения - дислалия - родом из детства, заикание - зачастую тоже. Третья категория дефектов речи у взрослых - это нарушения, возникающие в результате травм, в основном головы, или болезней, например, инсульта.
Дефект произношения может быть легким, когда не получаются лишь отдельные звуки, и органическим, связанным с поражением центральной нервной системы после родовой травмы или наследственным фактором. Типичный пример органического нарушения речи - "каша во рту". Сейчас сплошь и рядом встречается такое нарушение как позднее речевое развитие. И детей, которые начинают поздно говорить, с каждым годом становится все больше. Причем, это дети с нормальным интеллектом и абсолютно нормальной психикой, а затем, это просто сопровождает человека и во взрослой жизни.
С годами дефектное "р" или иной звук превращаются в дополнительную психологическую нагрузку, человек начинает комплексовать. Тут никакой психиатр не поможет, надо идти к логопеду и ставить звук. Звукопроизношение зависит от подвижности языка. Чтобы язык активизировать, надо его размассировать, поставить в правильное положение, что логопед и делает за несколько сеансов с помощью специальных инструментов.