Понятие речевого нарушения
Функциональные системы, обеспечивающие речь представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих структур и проводящих путей ЦНС, слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата. Для нормальной речь необходимо согласованное функционирование всего головного мозга, и прежде всего корковых речевых зон, расположенных в доминантном полушарии (у правшей в левом).
Различают два вида речь Экспрессивная (моторная) устная речь может выражаться в форме диалога (наиболее часто) и монолога. Устная речь, в отличие от точной и развернутой письменной речь, характеризуется сокращениями, большая роль в ней принадлежит интонации, мимике, жестам. Импрессивная (сенсорная) речь несет функцию понимания смысла слов и предложений. В осуществлении экспрессивной речи важное значение имеет нормальное функционирование нижних лобных отделов доминантного полушария, где формируется двигательная программа речевого высказывания. Нормальный речевой процесс происходит при тесном взаимодействии височных и лобных отделов доминантного полушария, а также при взаимосвязи их через мозолистое тело с корковыми структурами субдоминантного полушария (у правшей правого) и нижележащими мозговыми образованиями с помощью лимбико-ретикулярного комплекса. Последний представляет собой важнейшую интегративную систему организма. Эта система имеет важное значение в формировании мотивации к речевому высказыванию, без которой не может быть речевого общения.
Нарушения речи - это нарушения коммуникаций, которые связаны со структурными (грубые дефекты) или функциональными (лёгкие нарушения) дефектами [8, C.48]. Такие нарушения могут формироваться при анатомических недоразвитиях органов уха, горла, носа и полости рта, распаде голоса и речи после каких-либо заболеваний. В понятие "нарушения речи" так же включены различные отклонения от принятой в данной языковой среде нормы, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации человека.
Так сложилось, что нарушениями голоса и речи занимаются как врачи (невролог, психиатр, оториноларинголог, нейрохирург, стоматолог), так и педагоги (логопеды, психологи, дефектологи, нейропсихологии, олигофренопедагоги). В этой связи, в практике используются две классификации.
Речь и спонтанная речевая продукция - это основные функции, необходимые как для социального общения, так и для интеллектуальной жизни. Утрата речи при поражении головного мозга превосходит по тяжести слепоту, глухоту и паралич.
Понятие произношение и речь относятся к сложным и мало изученным видам деятельности головного мозга. Эти термины не синонимы.
Под речью в узком смысле слова понимают использование в общении приобретенных голосовых, мануальных, слуховых и зрительных навыков. К этим навыкам относят способность произносить слова, делать различия в ударении, интонации и мелодичности; воспроизводить письменные знаки с определенной пространственной ориентацией, улавливать речь на слух и распределять ее в отношении говорящего, зрительно распознавать рукописный или печатный текст, особенности зрительного поиска при просмотре текста, а также другие менее специфические особенности [4, C.38]. Недостаток таких навыков затрудняет общение независимо от других речевых расстройств; если эти навыки сохранены, удовлетворяются только лишь элементарные потребности общения, это напоминает разговор двух лиц на разных языках.
Для осуществления моторной устной речь необходимо корковое управление движениями речевых мышц с помощью нисходящих кортико-бульбарных путей, а также восприятие и анализ афферентных двигательных импульсов, возникающих при сокращении мышц речевого аппарата в процессе речевой деятельности. На основе этого анализа происходит сличение выполняемого действия с первично заданной программой. При несоответствии этих программ из ц.н.с. направляются дополнительные нервные импульсы (поправки), координирующие работу речедвигательного механизма. Таким путем формируется речевой праксис целенаправленные автоматические речевые движения, составляющие основу моторной стороны речи.
При поражении центрального звена речедвигательного анализатора (корковых речевых зон) в период, когда устная речь сформирована, утрачивается полностью или частично возможность пользоваться собственной речь. При недоразвитии или поражении этих же отделов коры головного мозга в раннем периоде развития возникает системное недоразвитие речь алалия [15, C. 21]. При поражении левой лобной доли (у правшей) развивается моторная алалия нарушение формирования устной речи при ее понимании; при поражении левой височной доли (у правшей) сенсорная алалия нарушение понимания речи при сохранении элементарного слухового ее восприятия.