Развитие ветеринарного дела после Октябрьской революции
На качество ветеринарного обслуживания отрицательно сказывалась недостаточная квалификация ветеринарных фельдшеров. В отчете Гомельского губернского земельного отдела за 1920 год указывалось, что ветеринарный «персонал пополнялся военными фельдшерами, поступившими от губвоенкома, весьма сомнительными специалистами, взятыми в большинстве от сохи». В связи с этим в конце 1922 года часть специалистов без документов об образовании и не соответствующих своему назначению была уволена, что привело к увеличению нагрузки на одного ветеринарного специалиста до 25688 животных. Надо добавить, что многие оставшиеся на службе фельдшеры были со слабой специальной подготовкой и это также влияло на снижение эффективности проводимых мероприятий против заразных болезней.
Обеспечение ветеринарной службы товарами оставалась недостаточным. Заведующий губветотделом Найденов в 1922 году по этому вопросу писал: «Получено из Цеветупра 190 пудов медикаментов, 23 шприца, 450 игл, 149 термометров и 37 штук всякого инструментария».
Большой помехой успешному развитию и руководству ветеринарной службой были всевозможные реорганизации и сокращения.
Существовавший самостоятельно ветеринарный отдел в губерниях в составе 8 человек в августе 1922 года был упразднен, а вместо него организован ветеринарный подотдел земледелия и животноводства. В составе ветподотдела остался заведующий (по специальности землеустроитель) и его заместитель (по образованию ветеринарный врач).
С этого времени руководство и централизация ветеринарной организации фактически прекратились. Отчетность из мест в подотдел перестала поступать. Ветеринарные специалисты работали по своему усмотрению. В марте 1923 года эта ошибка была исправлена решением Наркомзема БССР.
В марте 1921 года в Москве проходил Х съезд Коммунистической партии, принявший решение о введении новой экономической политики (НЭП), предусматривавшей замену продразверстки продналогом, что вело к свободе частной торговли и открытию мелких предприятий. Переход к новой экономической политике в деревне, а также осуществления Декрета о земле вызвали среди крестьян Беларуси немалую радость. Вновь активно стала развиваться в крестьянстве хуторская система, рыночные отношения стимулировали рост экономических показателей не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве.
Но ветеринарная служба Беларуси оставалась малочисленной. В ней насчитывалось 33 ветеринарных врача и 44 ветфельдшера. На одного ветработника приходилось в среднем 3000 кв. верст обслуживаемой площади с наличием на ней 10000 тысяч животных. В Борисовском и Чаусском уездах имелось только по одному ветеринарному врачу.
Свободная продажа на рынках скота и животноводческой продукции в условиях неблагополучной эпизоотической обстановки требовала укрепления дисциплины во всех органах ветеринарной службы. Руководство Наркомзема РСФСР сочло целесообразным укрепить центральный ветеринарный орган. Во главе государственной ветеринарии был поставлен опытный организатор В.С. Бобровский, один из первых организаторов советской ветеринарии.
Приступив к работе начальника Центрального Ветеринарного отдела (ЦВО) Наркомзема РСФСР, В.С. Бобровский усиливает борьбу с эпизоотиями и одновременно продолжает принимать меры по объединению всех разрозненных ветеринарных служб в единую государственную ветеринарную организацию. Это касается не только самостоятельно действующих служб гражданских ведомств, но и объединения гражданской и военной ветеринарии, а также создания вместо Цеветотдела - Центрального Ветеринарного управления (Цеветупра) в Наркомземе РСФСР.
Успешная ликвидация в 1922 году чумы крупного рогатого скота на территории республики дала возможность приступить к проведению мер борьбы с другими заразными болезнями, а также организации лечебного дела. Отсюда вытекала неотложная необходимость укрепления ветеринарного дела. Народным Комиссариатом земледелия БССР и его ветеринарным управлением были приняты меры по расширению ветеринарной сети и улучшению финансирования ветеринарной службы республики. В конце 1924 года платное ветеринарное обслуживание было отменено.
Оставшаяся напряженной эпизоотическая обстановка в стране, отсутствие должных ветеринарно-санитарных правил и противоэпизоотических мероприятий, единых организационных принципов борьбы с заразными болезнями животных, малочисленность ветспециалистов, неудовлетворительное финансирование и снабжение ветеринарной службы выдвигали неотложный вопрос разработки единого для страны ветеринарного закона, обязательного не только для ветеринарных специалистов, но и для всех владельцев животных общественных и хозяйственных организаций, а также местных органов власти.
В тот период времени почти половина ветеринарных специалистов в стране находилась в рядах Красной Армии и, по-видимому, по чисто военным соображениям объединение гражданской и военной ветеринарии в системе Наркомзема не находило поддержки со стороны Военного ведомства. Однако В.С. Бобровский упорно и настойчиво продолжал добиваться объединения руководства гражданской и военной ветеринарией в едином органе - Цеветупре Наркомзема РСФСР.